Элементарно. Почему в России хотят запретить лампы накаливания?
Одной из самых заметных для рядового обывателя новостей последнего времени стало предложение запретить продажу в России ламп накаливания мощнее 50 Вт. До реального воплощения этой идеи в реальном законе пока далеко. Инициатива еще должна пройти многочисленные этапы обсуждения, и далеко не факт, что на одном из них ее не «завернут». Однако, если это и случится, то именно временно — курс на полный отказ от ламп накаливания в нашей стране был взят уже давно, а потому рано или поздно «лампочки Ильича» все же уйдут в прошлое. Most.tv решил разобраться, почему это необходимо и когда мы все заживем в «светлом будущем».
Кто и что запрещает?
Идею о запрете на лампы от 50 Вт в начале сентября озвучил замминистра энергетики РФ Антон Инюцын. Он сразу оговорился, что пока ведомство планирует обсудить инициативу с экспертами и только в октябре представит свои предложения в правительство. Речь идет исключительно о самых обычных лампах старого образца — с металлической нитью накаливания в стеклянной колбе. При этом, если инициатива Минэнерго все же будет реализована, с полок магазинов пропадут самые распространенные в стране лампы, которые используют 70% российских семей, в том числе и в Липецке. Менее мощные лампы накаливания, например, в 40 Вт поодиночке дают слишком мало света и используются гораздо реже — либо в многорожковых люстрах, либо
Чем лампы помешали?
Главная причина отказа от ламп накаливания — их низкая энергоэффективность. Говоря проще, менее мощные сберегающие приборы могут давать больше света, потребляя меньше электричества, чем старые лампы. И дело тут не только в заботе о расходах отдельно взятого семейного бюджета среднестатистической российской семьи, хотя и это важно. В масштабах страны выходит, что мы сжигаем слишком много энергии (следовательно, денег) зря. Это сказывается на общей эффективности и производительности всей российской экономики. Еще один неочевидный, но немаловажный аспект — экологический. Большая энергоэффективность позволяет снизить объемы выбросов в окружающую среду от электростанций, большинство из которых все еще работает на газе, мазуте и угле. Доля гидроэнергетики в России составляет только 5,9% от общего объема выработки, атомной еще меньше — 5,6%. Про ветряки и солнечные панели вообще умолчим.
Справедливости ради стоит добавить, что приведенные аргументы обычно высказывают исключительно сторонники запрета ламп накаливания. Противники же заявляют, что такие ограничительные меры просто «продавливают» производители энергосберегающих ламп, в том числе иностранные. Допустить, что такие разговоры хотя бы частично оправданы, можно, но на основную причину запрета они все равно «не тянут».
А разве запрета еще нет?
И да, и нет. Начало отказу от «лампочек Ильича» было положено еще в 2009 году во время президентства Дмитрия Медведева, когда в моде было все инновационное. Ограничения вступили в силу с 1 января 2011 года, однако распространялись они только на лампы мощнее 100 Вт. Практика показала, что запрет этот был, скорее, декоративный, потому что, во-первых, не был затронут наиболее массовый сегмент от 50 до 100 Вт, а во-вторых, производители просто начали по-новому маркировать свою продукцию. В техрегламентах указано, что мощность лампочек может отличаться от заявленной на 10 Вт. В результате заводы продолжили выпускать все те же лампы, но начали писать на них не 100, а 95 Вт. Как говорится, «ловкость рук и никакого мошенства».
Ситуацию могло бы поменять дальнейшее снижение планки. Изначально планировалось, что уже с 2013 года мы должны были лишиться лампочек мощностью 75 Вт и более, а с 2014-го запрет мог бы коснуться и еще менее мощных осветительных приборов — вплоть до 25 Вт. Однако в реальности до этого дело не дошло. Правительство продолжает откладывать новые ограничения, хотя Минэнерго регулярно возвращается к этому вопросу.
А почему откладывают?
Главный аргумент противников запрета чисто экономический — энергосберегающие лампы стоят значительно дороже. Для понимания: сейчас в магазинах можно купить два вида энергосберегающих ламп — светодиодные и люминесцентные «спирали». При сравнимой светоотдаче диодная лампочка потребляет в 10-12 раз меньше энергии, но стоит, как минимум, в 30 раз дороже, чем лампа накаливания. Люминесцентная лампа, равная по мощности 100-ваттной, потребляет примерно 15-20 ватт и стоит дороже примерно в 8-10 раз. С учетом того, что у россиян сейчас каждый рубль на счету, большинство предпочитает экономить деньги здесь и сейчас (при покупке лампы), а не рассчитывать на экономию в будущем. Тем более, наиболее дешевые люминесцентные лампы обычно невысокого качества и все равно сгорают примерно через год работы, а хорошие светодиоды, которые прослужат 5 и более лет, многим просто не по карману.
Снизить цену на новые лампы, при этом, весьма непросто. Почти все энегосберегающие лампочки — импортные. И даже большинство тех, что продаются в России как отечественные, произведены за рубежом. Некоторые российские компании просто продают завозной товар под своей маркой, не вкладываясь в реальное производство. Конечно, есть и исключения, но до правила им еще очень далеко.
И какие перспективы?
Пока туманные. С одной стороны, логика в запрете обычных ламп есть, причем она подтверждается цифрами. По подсчетам экспертов, если в России все лампы накаливания разом заменить на экономные светодиодные, расходы электричества на освещение сократятся сразу в 8,5 раз, а денежные траты — на 148 миллиардов рублей ежегодно. С другой стороны, для населения запрет на оборот ламп накаливания мощностью более 50 Вт станет сильным ударом. Хоть Минэнерго и заявляет, что 28% потребителей уже перешло на светодиодные лампочки, в реальности эта цифра выводится за счет государственных и муниципальных учреждений, которых обязали перейти на стандарты энергосбережения уже давно. Доля граждан, установивших светодиодные или хотя бы люминесцентные лампы в собственных квартирах и домах, в разы меньше от заявленной планки. В результате в Госдуме, например, на очередную попытку Минэнерго вернуться к обсуждению запрета на мощные лампы накаливания уже отреагировали отрицательно.
Получается, что